Главная » Статьи » Прочее » Инструкция |
Относительная скорость: на земле Когда мы говорим, что кто-то идет со скоростью 5 км/ч или автомобиль едет со скоростью 50 км/ч, мы оставляем эти предложения незаконченными. Нам следует говорить, что некто идет со скоростью 5 км/ч относительно земли (мостовой, тропинки, поля) и что автомобиль движется со скоростью 50 км/ч относительно земли (дороги). Это важно, т. к. скорость относительно земли может отличаться от скорости того же человека или экипажа относительно чего-нибудь другого. Представим себе двух друзей, прогуливающихся бок о бок и обсуждающих проблемы политики или параглайдинга. Их скорость относительно земли 5 км/ч, но их скорость по отношению друг к другу равна нулю: они остаются рядом, никогда не приближаясь ближе и не расходясь. После того, как они расстались и ушли в противоположных направлениях, их скорости по отношению к земле осталась по-прежнему по 5 км/ч, но расстояние между ними увеличивается со скоростью 5 +5 = 10 км/ч. Их скорость относительно друг друга прыгнула от нуля, когда они ходили рядом, до значения 10 км/ч, когда они пошли в противоположных направлениях. Если вы ведете автомобиль на скорости пешехода 5 км/ч и врезаетесь в стоящий автомобиль, определенный ущерб будет нанесен обеим машинам; вероятно не более, чем погнутое крыло, вмятины на листовом металле, может быть, разбитые фары и потекший радиатор внутри. Относительная скорость столкновения, вызвавшая удар и разрушения, бьша 5 км/ч. Пожалуйста, отметьте, что удар и разрушения были бы точно такими же, если бы ваш автомобиль стоял, а какой-то тип наехал бы на него задним ходом на скорости 5 км/ч. В этом случае совершенно неважно (пока дело не дойдет до дружеской разборки, кому платить за ущерб), какой из двух автомобилей двигался, а какой был запаркован; в счет идет только их относительная скорость. Теперь представим себе автомобиль, движущийся со скоростью 0 км/ч. Сразу за ним, не соблюдая безопасной дистанции, идет другой автомобиль с той же скоростью О км/ч. Пока оба шофера выдерживают данную скорость, она составляет по отношению к дороге 0 км/ч, а по отношению друг к другу равна нулю, они остаются на заданном расстоянии (что обычно бывает недолго). Внезапно, по причинам, хорошо известным лишь ему, передний шофер отпускает педаль акселератора, и его скорость падает до 75 км/ч. Шофер сзади замечает это слишком поздно, не имеет ни времени, ни расстояния, чтобы сбавить скорость, и ударяет передний автомобиль сзади с относительной скоростью 0 — 75 = 5 км/ч. Если оба шофера сохраняют контроль над машинами и не уходят в кювет, разрушения будут те же, что и в первом случае. Если, однако, два автомобиля двигались с этими скоростями 75 и 80 км/ч в направлении навстречу и столкнулись в лоб, картина будет полностью иной. Относительная скорость их столкновения теперь 75 + 80 = 155 км/ч. Мало что останется от машин и водителей. Кстати, удар будет таким же, как если бы автомобиль, движущийся со скоростью 155 км/ч, врезался в стоящий автомобиль (155 + 0 = 155), или если автомобиль, движущийся со скоростью 100 км/ч, столкнулся бы с автомобилем, движущимся со скоростью 55 км/ч (100 + 55 = 155), или автомобиль, несущийся со скоростью 200 км/ч ударил бы сзади автомобиль, движущийся со скоростью всего 45 км/ч (200 - 45 = 155). Мы использовали эти болезненные примеры для демонстрации того, что движущееся тело может иметь две и более различных скоростей по отношению к земле, другому движущемуся телу или еще чему-либо.
Относительные скорости: суша и вода
Теперь
представим сочетание суши и воды, начиная с неподвижной стоячей воды,
скажем, в озере. Некто гребет на лодке по озеру со скоростью 5 км/ч —
это та же средняя скорость пешехода на суше. Его скорость — 5 км/ч относительно воды;
но поскольку вода стоячая, т. е. она не движется относительно берега,
окружающего озеро, скорости будут всегда такими же, как и по отношению
к воде. Относительные скорости: воздух и земля "Извините меня, г-н Френкель, мы изучаем параглайдинг или предупреждение аварий на дорогах или водный спорт?" "Вы можете звать меня Зиги. Виноват, что вы потеряли терпение как раз в тот момент, когда я возвращаюсь назад к полетам, преподнеся все эти примеры об относительной скорости. Я только пытался проиллюстрировать суть дела". Мы говорили о ветре. Сила ветра настолько важна для параглайдинга, что мы разделим ее на пять групп: полное безветрие, слабый ветер, средний ветер, сильный ветер, и ветер, который слишком силен; и мы рассмотрим все стадии полета от взлета до посадки — в расчете на каждый случая. Определение силы ветра В параглайдинге недостаточно знать, что ветер силен или слаб. Он должен быть оценен и измерен более точно, предпочтительно с использованием инструмента — измерителя силы ветра. Если у вас нет такогоинструмента, вы все же можете грубо оценить силу ветра по следующим приметам: БЕЗВЕТРИЕ: Дым поднимается вертикально. Ветровые чулки и полоски бумаги (полоска туалетной бумаги годится для этого) висят вертикально вниз. СЛАБЫЙ ВЕТЕР (10-15 км/ч): можно почувствовать лицом. Ветровые чулки и полоски бумаги шевелятся. Листья шуршат. На воде рябь. СРЕДНИЙ ВЕТЕР (15-25 км/ч): Пыль и бумага разлетаются вокруг. Маленькие ветки шевелятся. Ветровые чулки и полоски бумаги стоят под углом. Волны на воде с появляющимися изредка белыми гребешками. СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР (25-35 км/ч): Небольшие ветки колеблются. Ветровой чулок в горизонтальном положении. Волны с белыми барашками. СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР: Вы можете слышать ветер. Крупные ветви колеблются, гудят телефонные провода, волны большие с полосками брызг и барашками; НЕ ЛЕТАЙТЕ! Но это не точная информация для нас. Мы приходим к прибору, который не является роскошью, а действительно НУЖЕН каждому пилоту параглайдера:
Измеритель силы ветра
Имеется несколько моделей и, к счастью, те, что попроще, надежны, дают достоверный результат, недороги. Безветрие Мы предполагали условия безветрия в главах о первых полетах, но вернемся к ним снова с учетом дополнительных знаний об относительных скоростях. В полностью безветренную погоду, когда скорость воздуха по отношению к земле равна нулю, все наши скорости относительно воздуха будут теми же относительно земли. Это значит, что, если мы достигли на земле скорости 25 км/ч во время бега при взлете, наша "воздушная" скорость будет тоже 25 км/ч, т. е. достаточной, чтобы парашют поднял нас. Если во время торможения при посадке мы уменьшили "воздушную" скорость, примерно, до 20 км/ч, это будет наша скорость относительно земли в момент касания. Полеты в безветрие имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что вы можете взлетать и садиться в любом выбранном вами направлении. Ваша скорость в воздухе с поднятыми руками около 35 км/ч будет вашей скоростью относительно земли независимо от направления. Если ваше глайдирующее отношение 4:1 , вы сможете покрыть расстояние в 400 м с высоты 100 м в любом направлении. Наклон вашего холма может быть довольно отлогим, лишь немного круче, чем угол глайдирования. Поэтому, если у вас есть холм конической формы с плоской вершиной, вы можете взлетать в любом направлении и приземляться в любой подходящей точке внизу в безветренный день. Недостаток безветренного дня в том, что взлетная скорость около 25 км/ч, — чего никто, кроме фанатичных атлетов не любит, — а посадочная скорость около 20 км/ч, что плохо, особенно, когда на месте посадки под покровом травы имеются выступы скалистых пород и рытвины. В целом, недостатки полетов в нулевой ветер перевешивают преимущества. Это можно делать, когда вы хорошо натренированы во взлетах и посадках, но это не очень приятно и не рекомендуется. Слабый ветер (до 15 км/ч)
Теперь
мы собираемся наслаждаться данным видом спорта, т. к. будем совершать
взлет и посадку против ветра, помня все время то, что мы изучили об
относительных скоростях.
ВЗЛЕТ: Вы,
как и раньше, стоите на вершине холма, лицом к ветру, но ваша
"воздушная" скорость уже около 15 км/ч. Когда вы начинаете бежать, вы
только должны добавить скорость около 10 км/ч относительно земли —
"ленивая рысь", — чтобы достичь воздушной скорости 25 км/ч, необходимой
для покидания земли. Это большое удовольствие после того теоретического
бега со скоростью 25 км/ч, который мы проделывали ранее, и вы уже
никогда снова не захотите летать в безветрие.
Есть и другое преимущество при взлете, нет, даже удовольствие, если этот ветер достаточно силен. Средний ветер (15-25 км/ч)
Это
чудесный ветер для полетов. Все влияние ветра на ваш полет, описанный в
предыдущей главе, применимо и здесь, но даже с большим эффектом.
ВЗЛЕТ: Этот
ветер достигает или сравнивается с вашей средней скоростью полета 25
км/ч. Вам не придется больше бежать вперед во время взлета, в худшем
случае вы сделаете несколько шагов как пешеход. Парашют может поднять
вас даже в момент раскрытия над головой без какого-либо движения вперед
с вашей стороны, если вы привели руки вниз на уровень плеч.
Наполнение
парашюта воздухом тем методом, который был использован раньше (пилот
стоит лицом вперед, а парашют на земле за ним), становится трудным при
таком ветре. Существует момент, когда купол, более или менее надутый,
начинает подниматься сзади вас под почти прямым углом к земле,
подставляя всю свою поверхность ветру. Он превращается в мощный парус,
пытающийся — и часто удачно — бросить вас на спину и потащить по земле,
подбрасывая вверх и из стороны в сторону.
ОБРАТИТЕСЬ
ЗА ПОМОЩЬЮ. Попросите кого-нибудь подержать передние ремни вашего
сиденья, сделать несколько шагов вперед вместе с вами и держать до тех
пор, пока ваш парашют не раскроется в безопасности над вашей головой,
проверенный и выровненный по ветру, и пока вы не попросите отпустить
вас. Если это один из ваших друзей по параглайдингу, он будет знать,
что делать. Если это просто наблюдатель, объясните ему точно, что
должно происходить и чего вы ждете от него. (И не забудьте
поблагодарить его после взлета). Если же выодин, подумайте дважды о
необходимости полета.
Взлет
обычным способом, лицом к ветру не совсем легкое дело. Сила
сопротивления поднимающегося парашюта дергает ваши плечи назад. Вы не
знаете, что происходит с куполом, пока он не окажется над вашей
головой, и вы вытягиваете шею, чтобы увидеть его. Если одна сторона не
надулась как следует и вы должны помочь ей несколькими рывками стропы,
или если вам нужно выровнять купол по направлению взлета, все это
приходится делать на бегу.
Но если
ветер достаточно силен, чтобы держать купол над вашей головой без
всякого бега, имеется лучший и более удобный путь его поднятия.
Другой ![]() ![]() ![]() Если он поднимается и надувается с одной стороны быстрее, чем с другой, дерните за переднюю тягу с "ленивой" стороны, позволяя другой передней тяге уйти немного назад.
Как только он стабилизировался и находится под вашим контролем — здесь нет спешки — вы можете развернуться, к ваши тяги встанут на место, если конечно, вы развернулись в правильном направлении, а иначе — они, наоборот, закрутятся еще на один виток.
НАКЛОН ХОЛМА в ветер, почти равный вашей полетной скорости, должен быть почти вертикальным — это ясно.
Поначалу
жутко взлетать с края пропасти, но хороший инструктор с "уоки-токи"
поможет вам развить уверенность и квалификацию, необходимую для таких
взлетов. ПОСАДКА также легче, чем при слабых ветрах. Выполняйте полет с
руками поднятыми над головой, как и ранее, на полной полетной скорости
и выходите на посадку, снижаясь, пока вы не будете лететь
горизонтально, ногами почти не касаясь земли. Не приводите руки вниз,
пока вы не остановитесь полностью относительно земли. С последних
нескольких сантиметров вы после этого упадете, но это будет
наимягчайшее касание, и оно не требует никакого бега. Пожалуйста,
отметьте, что можете не приводить руки до конца вниз. Если вы это
сделаете, а скорость ветра, скажем, 25 км/ч, что больше, чем скорость,
при которой вы начинаете падать (20 км/ч), вы обнаружите, что вы не
просто остановились в воздухе, а вас толкает назад при скорости
(помните?) 25-20=5 км/ч; это пешеходная скорость, но совсем неприятно и
небезопасно приземляться задом наперед.
Как только вы остановились и отпустили купол вниз, повернитесь кругом и бегите к вашему парашюту, ослабляя стропы и предотвращая возможность того, что парашют потащит вас по земле.
Вы можете
также поднять руки после касания с землей, оставляя ваш купол наверху и
"пройтись" с ним в место, более подходящее для его сдувания и
сворачивания.
ПОСАДКА С
ВЕТРОМ ТЕПЕРЬ ОЧЕНЬ ОПАСНА. В момент касания ваша скорость в 20 км/ч
сложится со скоростью ветра 20-25 км/ч, что дает наземную скорость
40-45 км/ч. Это можно делать в случае необходимости, но хороший пилот
должен предусматривать такие случаи заранее.
ПОСАДКИ ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ Слишком сильный ветер (больше, чем ваша максимальная скорость в воздухе) Даже не думайте распаковывать свой парашют. Если вам повезет, вас протащит по камням, колючкам, изгородям, канавам, поверх скота, запаркованных автомобилей и всего, что может содержать ландшафт позади вас. Если не повезет, вас поднимет в воздух, отнесет назад и обрушит на все перечисленные предметы, возможно с большой высоты благодаря турбулентным потокам. Так что это время для отдыха в ближайшем баре или кинотеатре или за игрой в шахматы, за книгой, т. е. время занятий любой деятельностью по вашему выбору, кроме параглайдинга. Суммируем: В сильный ветер, даже если он не достигает вашей максимальной полетной скорости, полеты могут быть рискованными. Очень слабый ветер или отсутствие ветра заставляют вас бежать быстрее при взлете и посадке. Умеренный ветер, скажем между 10 и 25 км/ч лучше всего подходит для первых полетов, не первых 3-4, а первых 30-40 полетов. Научившись мастерству во всех стадиях полета на средних ветрах, вы можете постепенно и осторожно пытаться летать и при более сильном, и при более слабом ветре, и вы будете приятно удивлены тем, что теперь — по получении соответствующего опыта — не так трудно управлять и в этих случаях. Изменение ветра Деление ветра на группы, соответствующие его силе, просто на бумаге, но в поле скорость и направление ветра не остаются постоянными всегда. Вот почему так важен измеритель скорости ветра. Когда вы прибыли на место взлета, не доставайте его на минуту, чтобы посмотреть, какова скорость ветра в данный момент. Держите его над головой несколько минут, чтобы понять, устойчив ли ветер или порывист, а если так, то какова скорость на верхнем и нижнем пределе порыва, какова неожиданность порывов — не делайте полет рискованным. И после этого продолжайте наблюдения за ветром. Если он устойчив, он не изменится за время короткого глайдирующего полета. Но он может измениться — и это часто происходит — от часа к часу, поэтому продолжайте следить за ним и проверять, не изменился ли он. Но ВЕТЕР ИНОГДА ТЕРЯЕТ ЧАСТЬ СВОЕЙ СКОРОСТИ ИЛИ ВСЮ СКОРОСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАД ЗЕМЛЕЙ, а точнее там, где он влияет на вашу посадочную скорость относительно земли.Источник: http://www.gliding.ru/stati/3077/ Поделитесь c друзьями: | |
Просмотров: 679
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |